Рейтинг@Mail.ru

ГОСТ Р 51387-99

УДК 62.1:006.354 Группа Е01

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Энергосбережение

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные положения

Energy conservation.
Norm-method securing. Basic concept

Дата введения 2000-07-01

ОКС 01.110
ОКСТУ 3103, 3104, 3403

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ФГУ "Российское агентство энергоэффективности" Минтопэнерго России совместно с ВНИЦ СМВ и ВНИИстандарт Госстандарта России

ВНЕСЕН ФГУ "Российское агентство энергоэффективности" Минтопэнерго России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. № 485-ст

3 В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:
- Закона РФ "Об энергосбережении";
- Закона РФ "О стандартизации";
- Закона РФ "Об обеспечении единства измерений";
- Закона РФ "Об охране окружающей среды";
- Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" (1998-2005 гг.). Утверждена постановлением Правительства РФ от 24.01.98 № 80 (далее - ФЦП "Энергосбережение России");
- Постановления Правительства РФ "Положение о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации" от 27.01.96 № 60 (далее - Постановление № 60);
- Постановления Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила № 1009);
- Постановления Правительства РФ от 12.08.98 № 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" (далее - Постановление № 938);
- Правил проведения энергетических обследований организаций. Утверждены Минтопэнерго России от 25.03.98 (далее - Правила от 25 марта 1998 г.)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Задачи энергосбережения, определенные в Законе РФ "Об энергосбережении", предполагают реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
По прогнозам ИСО/МЭК, стандартизация в области энергетических и минеральных ресурсов имеет пятый приоритет из 12 актуальных в период до 2010 г. направлений стандартизации [1].
В поддержку мероприятий по обеспечению энергосбережения на федеральном и региональном уровнях уже принято несколько десятков нормативных актов, нормативных и методических документов (приложение В).
Основное назначение настоящего стандарта - системно упорядочить активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения энергосбережения на федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации), ведомственном и локальном уровнях с использованием принципов (приложение Б), учитывающих рыночные условия хозяйствования.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных, методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги (далее - процессы). Стандарт не распространяется на объекты военной техники, ядерные, химические и биологические энергопотребляющие объекты.
Положения, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения расположенными на территории РФ предприятиями, организациями, региональными и другими объединениями (далее - предприятия) независимо от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов
ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения
ГОСТ 26691-85 Теплоэнергетика. Термины и определения
ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р 51380-99 Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования
ГОСТ Р 51388-99 Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования

3 Определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют термины, приведенные в ГОСТ 19431, [8-10], государственных стандартах России, указанных в разделе 2, а также основные термины и понятия, приведенные в приложении А.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
ВЭР - вторичные топливно-энергетические ресурсы
ГОСТ Р - Государственный стандарт России
ДСТУ - Государственный стандарт Украины
ЕС - Европейское сообщество
ИСО - Международная организация по стандартизации
МТК - Межгосударственный классификатор стандартов
МЭК - Международная электротехническая комиссия
ОСТ - отраслевой стандарт
РАЭФ - Российское агентство энергоэффективности
Р - рекомендации (по стандартизации)
РД - руководящий документ (по стандартизации)
РЭК - Региональная энергетическая комиссия
СТО - стандарт научно-технического общества
СТП - стандарт предприятия
ТР - технические рекомендации (по стандартизации)
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы
ТЭК - топливно-энергетический комплекс
ФЦП - Федеральная целевая программа
ФГУ - Федеральное государственное учреждение

4 Основные цели, направления использования и принципы нормативно-методического обеспечения энергосбережения

4.1 Энергосбережение осуществляют путем реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (Закон "Об энергосбережении").

4.2 Целями нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются установление в отечественных государственных стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах:
- требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении, потреблении, утилизации;
- нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, полей, излучений), как результат использования ТЭР;
- правил проверки соответствия (в т.ч. путем сертификации) энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности;
- порядка осуществления государственного надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований потребителей ТЭР;
- требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления;
- правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, межгосударственным, региональным, зарубежным стандартам, признанным в России;
- ограничения и (или) недопущения разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов с расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни.

4.3 Основные направления использования нормативных и методических документов в области энергосбережения:
- совершенствование федерального и регионального законодательства по обеспечению энергосбережения;
- разработка программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению при создании энергопотребляющих объектов и реализации процессов;
- разработка и утверждение общетехнических стандартов, иных нормативных и методических документов по энергосбережению в развитие нормативно-правовых актов и программ;
- установление нормативных показателей энергетической эффективности для энергоемких объектов и типовых технологических процессов;
- проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации потребителей ТЭР;
- установление порядка и правил оценки соответствия (сертификации), методов испытаний объектов, потребляющих ТЭР, на соответствие нормативным показателям энергетической эффективности;
- установление норм точности: методов измерений и обеспечение единства измерений: метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортированием и потреблением ТЭР;
- разработка стандартов на возобновляемые, новые источники энергии, вторичные энергоресурсы и альтернативные виды топлива.

4.4 Нормативно-методическое обеспечение энергосбережения базируется на основных принципах (в развитие [2], [3], [12]), представленных в приложении Б.

5 Состав и назначение комплекса нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения

5.1 Нормативные и методические документы профиля "Энергосбережение" в совокупности должны реализовать системное единство нормативно-методического обеспечения рационального использования и экономного расходования ТЭР энергопотребляющими объектами и процессами.

5.2 Результатами нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются:
- нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);
- технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;
- методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов;
- методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных топлив;
- методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления.

5.3 Нормативные и методические документы профиля "Энергосбережение" устанавливают:
- основные термины и понятия в области энергосбережения (приложение А);
- требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения (приложение Б);
- номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР;
- порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию;
- методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией (ГОСТ Р 51379);
- порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51380);
- методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ Р 51380);
- порядок маркирования энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51388);
- методы расчета освещенности и эффективности тепловых режимов, требования к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией;
- нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения;
- требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов;
- методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации;
- методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению;
- направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению;
- требования к метрологическому обеспечению энергосбережения;
- требования к использованию вторичных энергетических ресурсов;
- требования к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии;
- методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии;
- требования к информационному обеспечению в области энергосбережения;
- требования к системе обучения в обеспечение энергосбережения.

5.4 Справочные данные о составе действующих нормативных актов, нормативных и методических документов по энергосбережению приведены в приложении В.

5.5 При разработке отраслевых и региональных нормативных и методических документов по энергосбережению необходимо учитывать требования и положения государственных стандартов и методических документов профиля "Энергосбережение" посредством введения соответствующих ссыпок.

6 Субъекты деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения

6.1 На федеральном уровне упорядочение деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энергообеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответствии с Законом РФ "Об энергосбережении" и ФЦП "Энергосбережение России".

6.2 К деятельности по обсуждению и согласованию нормативных и методических документов привлекаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, ответственные за экономическую и финансовую политику, развитие новых технологий и научно-технический прогресс, сохранение природных ресурсов и социальную сферу.

6.3 В соответствии с Постановлением № 60 Минтопэнерго России обеспечивает:
- принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих стандарты, нормы и правила эксплуатации, ремонта оборудования и строительства объектов ТЭК, обеспечения промышленной безопасности и охраны труда, методов и средств контроля за их соблюдением;
- финансирование разработки и принятия нормативных, технических документов по обеспечению мероприятий по энергосбережению на предприятиях ТЭК.

6.4 Работы по государственной стандартизации по обеспечению энергосбережения в промышленности и строительстве проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.2 и ГОСТ Р 1.5 на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России.

6.5 На региональном (субъектов Российской Федерации) уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют:
- орган исполнительной власти субъекта РФ;
- региональные энергетические комиссии (РЭК);
- территориальные органы Госэнергонадзора России и Госстандарта России;
- научно-технические центры и агентства по энергосбережению.

6.6 Разработку энергосберегающих стандартов отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций производят в пределах своей компетенции субъекты деятельности (в т.ч. на территориях субъектов Российской Федерации) с учетом ГОСТ Р 1.4.

6.7 При подготовке нормативных правовых актов и при их государственной регистрации необходимо руководствоваться Правилами № 1009.

6.8 Финансирование работ по стандартизации в области энергосбережения производят за счет финансовых средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств субъектов деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения.

6.8.1 Финансированию из федерального государственного бюджета подлежат разработка и издание:
- межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов России (ГОСТ Р);
- утвержденных Минтопэнерго России и Госэнергонадзором России нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения.

6.9 В соответствии с Постановлением № 938, государственный контроль и надзор за рациональным использованием ТЭР осуществляют органы государственного энергетического надзора, а также аккредитованные ими организации, имеющие соответствующие лицензии.

6.9.1 Порядок привлечения организаций к энергетическим обследованиям с использованием действующих нормативных правовых, нормативных и методических документов в обеспечение энергосбережения определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. Правила от 25 марта 1998 г.).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Содержание